2018-12-17

Оспаривание положений о Роскомнадзоре


Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов, в том числе Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, а также государственных корпораций.
Решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 КАС РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228 утверждено Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Оспаривание положений о Роскомнадзоре

Решением Верховного Суда РФ от 21.07.2017 года по делу № АКПИ17-258 отказано в удовлетворении административного искового заявления ООО "Лардекс" о признании недействующими пунктов 5.1.2, 5.1.3, 5.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 года № 228, частично пунктов 3, 7, 8, 9, 11, 11(1), 14, 15, 18 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2004 года № 539, подпункта "к" пункта 5 Положения о Государственной комиссии по радиочастотам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.07.2004 года № 336. В обоснование указано следующее.
Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций определяет статус Роскомнадзора как федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.
Доводы административного истца о противоречии пунктов 5.1.2, 5.1.3. 5.4.2 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, пунктов 3, 7, 8, 9, 11, 11(1), 14, 15, 18 Правил регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств в части возложения на Роскомнадзор полномочий по регистрации радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств законодательству Российской Федерации являются несостоятельными.
Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В силу статьи 12 указанного Федерального конституционного закона утверждение положений о федеральных органах исполнительной власти, а также распределение функций между федеральными органами исполнительной власти относится к полномочиям высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.
Указ Президента Российской Федерации "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" регулирует вопросы, связанные с системой и структурой федеральных органов исполнительной власти. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, в соответствии с пунктом 2 названного Указа определяются постановлением Правительства Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" данного пункта под функциями по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных общеобязательных правил поведения; выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Правительство Российской Федерации, осуществляя свои полномочия по регулированию отношений, связанных с деятельностью в области связи, постановлением от 02.07.2004 года № 336 утвердило Положение о Государственной комиссии по радиочастотам.
Пункт 5 Положения определяет полномочия Государственной комиссии по радиочастотам и относит к ним, в частности, рассмотрение представляемых уполномоченными федеральными органами исполнительной власти материалов о невыполнении пользователями радиочастотного спектра условий, установленных решениями Комиссии.
Такое правовое регулирование соответствует нормам Федерального закона "О связи".
В Российской Федерации регулирование использования радиочастотного спектра в силу пункта 2 статьи 22 указанного Федерального закона осуществляется межведомственным коллегиальным органом по радиочастотам при федеральном органе исполнительной власти в области связи (государственная комиссия по радиочастотам), обладающим всей полнотой полномочий в области регулирования радиочастотного спектра.
В случае выявления нарушения условий, установленных при выделении полосы радиочастот либо присвоении (назначении) радиочастоты или радиочастотного канала, разрешение на использование радиочастотного спектра пользователями радиочастотным спектром для радиоэлектронных средств гражданского назначения может быть приостановлено органом, выделившим полосу радиочастот либо присвоившим (назначившим) радиочастоту или радиочастотный канал в соответствии с пунктами 2 и 3 данной статьи на срок, необходимый для устранения этого нарушения, но не более чем на девяносто дней (пункт 10 статьи 24 "Федерального закона "О связи").
Оспариваемые положения нормативных правовых актов являются ясными и определенными, их применение не вызывает неоднозначного толкования.